Недавно на риэлторском форуме была поднята тема захвата рынка недвижимости Москвы частными маклерами, мол, практически 60% сделок проводится именно людьми «вне компаний». И купить квартиру качественно помогут, и цены на услуги у них ниже чем у агентства недвижимости. Честно говоря, по мне так абсолютно все равно, кто сегодня промышляет квартирным бизнесом, лишь бы меня не трогали, а вот поди ж ты. Находятся граждане которым сие далеко не безразлично, в частности руководству МАР (Московской ассоциации риэлторов). Мечут, понимаешь, громы и молнии в частников, защищая интересы агентства недвижимости как мощной бизнес-единицы современного общества. Ну не мог я остаться в стороне от столь любопытной дискуссии, вставил свои пару слов…

Есть в МАРе главный церемонимейстер Анна Лупашко, директор компании «Рескор», гнев ее на частных маклеров был обрушен в виде добротной речи, посвященной их тотальному непрофессионализму, отсутствии гарантий (хотя ни одно агентство недвижимости Вам не даст, чтобы там не пели корпоративные зазывалы) и т.п. Один из участников дискуссии резко обозначил проблему, посчитав мнение г-жи Лупашко основополагающим для столичных риэлторов. А ведь это далеко не так. Посему привожу свой ответ:

«Только конченый придурок станет называть Лупашко своим боссом (если конечно не работает в корпорации "Рескор" в ее непосредственном подчинении). Кто там и что рассматривает, да под каким углом, мне глубоко фиолетово. Точка зрения на работу риэлтора, будь он сотрудником компании или частным барыгой, всегда одна - количество довольных клиентов и толщина пачки денег в кармане. Все остальное, включая мнение "боссов", не имеет к работе персонального Вани, Маши, Саши никакого отношения. Я, честно говоря, вообще не вижу здесь никакой проблемы. Мне абсолютно нас...ть как живет мой сосед, лишь бы мне жить не мешал, а частники моей жизни и работе не помеха. Не хочешь сотрудничать с компанией – дорого? Хочешь "персонального" подхода? Иди к частнику. Подозреваешь, что все риэлторы проходимцы и подонки? Делай все сам. Нравится, когда твою проблему решает компания, где на любую гайку есть свой ключ - топай в агентство. И где проблема?».

По ходу дела спор плавно переехал в тему роли МАР сегодня для развития риэлторских компаний в общем, и стандартного агентства недвижимости в частности. Ну собственно, вот мое мнение: «Тема эта древняя как сама перестройка. Продажа не конкретной осязаемой вещи, а услуги - есть целое искусство, которое большинство народа постсоветского пространства в силу природной незрячести в упор не замечает, не доросли видать еще. Приходится их как щенков неразумных тыкать носом в стол, мол, вот за это, это и это денег мы берем. А им это неприятно, что не въезжают в тему. Отсюда отторжение получается. А тут мы снова их носом. Это как орать слышащему китайцу на ухо по-русски: "Ты что? Глухой?". Или грудника ругать за то, что слов не понимает мамкиных. А он и не глухой вовсе, просто языка еще не разумеет, может признаться стесняется и все такое. А когда начинает въезжать о чем ему орут, то обижается. Типа чё меня, за придурка держат убогого?

Так вот, видимо у частных маклеров (подчеркну - хороших маклеров), да и вообще сильных риэлторов, лучше развито чувство такта и терпения (плюс опыт), отсюда и клиентская база более преданная, ручная. Аллах его знает... Траблы в том, что за годы этого ора мы так народ зашугали, что теперь к нему на выстрел из драгуновской винтовки не подойдешь, сразу разбегаться начинают при слове "договор", "предоплата" и т.п., вот и ловим их, словно биологи зверей каких для расселения по заповедникам. Приманим к кормушке словом ласковым, а потом бац! И в бочину ему транквилизатор, чтобы не сбёг... Типа ему же дураку полезно делаем. Ну-ну... Хотя иногда мне кажется может и правильно, ребенка малого тоже вон из манежа до поры-времени не выпускают, чтоб башку себе об угол не рассадил или еще чего похуже.

Задача МАР и иже с ними представляется именно в том, чтобы людей потихоньку к положительной роли риэлтора в общественно-финансовом обороте жизни приучать. Не криком "Все ко мне! А кто не со мной, тот м....ак!", а убеждением, вразумлением, положительным пиаром. Нанимать нормальных креативщиков, не с безумными идеями вроде "Евросеть - ох..ть" по принципу лишь бы заметили, а исподволь формировать добротное, крепкое мнение о риэлторах как о нужных, жизненно необходимых профессионалах, без которых в современном мегаполисе никак. А этого при сегодняшнем раскладе сделать нельзя, организация сугубо добровольная, решения сплошь рекомендательные. Это ИМХО слишком вяло. Как в театре у Шарикова "... разговоры, разговоры. Контрреволюция одна".

Может и нас надо как зверей, а? Отлавливать и мордой в миску, коли сами ни хрена жрать нормально не умеем. Драть денег на общественный пиар, да на лоббирование интереснов в той же госдуме, заставлять лицензироваться, проходить жесточайшие тренинги в обязательном порядке, убивая любые поползновения к левачеству и частно-местечковому творчеству. А просто так заходиться криком "Нас предали!" на съездах, в перерывах между коктейлями и банкетной жратвой, нет - такая политика ни к чему толковому не приведет. В общем есть пища для размышлений...».